Воскресенье, 19.05.2024, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Поиск

Маркировка

Форма входа

Угоны

Реклама

Главная » Статьи » Мои статьи

«Навигационные Олимпийские игры»

Дан старт первым «Навигационным Олимпийским играм» «GPS Клуба».  Расскажем немного о регламенте и методике судейства.

          Итак, после закрытия летних Олимпийских игр в Китае, мы поняли: вот же он - новый формат тестов для навигационного оборудования – олимпиада, или лучше  «Навигационная Олимпиада»! Никаких, порядком надоевших видов слева, сбоку...  Пусть только по-настоящему нацеленный на победу навигатор (или другое GPS устройство) дойдет до финишной черты и займёт подобающее ему место. 

          Легко это было на словах: «Сейчас мы возьмём, протестируем всё, что есть на рынке!»  А вот как это правильно сделать? Каким способом, если даже образца подобного тестирования еще не было? И пришлось нам всё начинать с чистого листа. В итоге такого написали, что самим страшно стало за реальность выполнения задуманного. Каждый день появлялся новый параметр для замера, каждую ночь рождались идеи, как можно лучше протестировать. Конечно, время зря не теряли - писали регламент, придумали форму для представления «участников». Первым стал навигатор от команды «Sturmann» http://www.gps-club.ru/gps_test/detail.php?ID=23462.  Успели подготовить досье на других и договорились об их «выступлении» на соревнованиях. Но не ощущалось космической гармонии, не получалось цельной картины мира, которой требует «феншуй»!  И тогда мы решили, отложив в сторону исписанную тетрадь,  начать с главного вопроса: а что же собственно мы, как пользователи, хотим получить от нашего автомобильного «GPS» или «ГЛОНАСС» навигатора (коммуникатора, трекера, логера, репитера, программы)? Так ли нам важен параметр «холодного» или «горячего» старта или намного важнее, как проложит маршрут навигационная программа и куда она в итоге нас заведёт?  Можно ли рассказать о навигационной программе непредвзято и точно, без эпитетов, своего ИМХО и при этом не скучно и не сухо. Больше фактов - смогла, довела, проложила, записала, зависла, и т.д. 

          Вот так и  появилась форма представления навигационных программ и, чтобы не откладывать в долгий ящик, мы испытали новый метод на новой программе «Gis RX» http://www.gps-club.ru/gps_test/detail.php?ID=25231. На очереди еще были трекеры, КПК, приёмники, мониторинг и охрана… и нам пришлось немного сбавить ход. Надо начать с малого, а дальше, по мере поступления отзывов, корректировать методику. Главной целью - было создать СОБСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ТЕСТИРОВАНИЯ ОТ «GPS КЛУБ» и очень скоро мы будем  готовы представить её на ваш суд, как наше видение момента. Будем ждать комментариев и предложений, конструктивной критики, а главное - помощи в этом нелёгком деле. 

          Всю систему тестирования мы конечно сразу не раскроем, чтобы наши «Интернет-друзья» потом не сказали своим боссам: «Мы тут на досуге, по быстрому, придумали, как «GPS» навигаторы и другое оборудование тестировать! Повышайте нам оклад.» Она была разработана нашим Клубом и принадлежит только ему, то есть нам с Вами и никому больше. Если же кто-то захочет ею воспользоваться - на здоровье, но не забывайте, пожалуйста, подписывать внизу: Методика тестирования разработана порталом «GPS-CLUB.RU»

          Задумывая нашу первую «Навигационную Олимпиаду», мы даже не представляли, что из этого получится. Как говорилось ранее, в теории всё казалось просто: делим приборы на группы и подгруппы, а затем, протестировав их, выводим сводную таблицу результатов. Но на практике итог нас не удовлетворил. Получался очередной обзор, каких в сети огромное количество, из которых совсем не понятно, в чём же преимущество того или иного навигатора, особенно если «тестер» не только не покидал офиса, но даже иногда и не включал сам прибор. Надо признать, что иные обзоры читать очень интересно. Но полной и главное объективной картины при выборе одного единственного навигатора для постоянного пользования они не дают. Как правило, очень много пишут о размерах, лёгкости и «пушистости», а в заключение обзора автор подводит черту с рекомендацией купить или обратить внимание на какую-нибудь из описываемых им моделей. 

         Может это и не плохо. Однако сколько людей, столько и мнений и разные авторы делают разные выводы. Поэтому совсем не просто в этой «какофонии» советов разобраться, какой же навигатор подходит именно вам. Читая статью, неискушенный в технике пользователь не понимает, где кроется выдумка маркетологов или PR-менеджеров, а где  настоящие технические данные. Как же тогда искать необходимую информацию, если всё завалено "суррогатом”  и мотивированными советами? Ответ, казалось бы, напрашивается простой: если не хочешь потреблять некачественные продукты - расти их сам, в своём саду и на своей земле. 

          Проанализировав ситуацию, мы решили так, и поступить - делать независимые обзоры и тесты оборудования собственного изготовления от нашего навигационного сообщества пользователей, от нашего «GPS КЛУБА». Как известно, от задумки до появления первых плодов своего труда, как и в жизни, проходит очень много времени. Всему ведь надо еще научиться. Простой обзор сделать не сложно и многие уже наловчились писать такие, даже не выходя их тёплого, уютного офиса. А вот с тестами всё значительно сложнее. Мы, например, так и не смогли найти в «РуНете» ни одного полноценного теста «GPS» навигатора и это вполне закономерно. Попробуем объяснить почему.


          Спутниковый навигатор - технически сложное устройство и задачи, которые стоят перед ним, совсем не просты. Это ваш «персональный штурман», от которого зависит подчас самое главное - безопасность и жизнь. Согласитесь, вы никогда не будете слушать человека, не знающего дороги. Он не сможет четко определить маршрут и вовремя подсказать, где и когда нужно совершить маневр. Так почему же многие из нас беспечно относятся к выбору «электронного штурмана», порой считая его просто игрушкой для взрослых? 

         Итак, давайте сделаем вместе наш первый шаг по чистому белоснежному полю «методики тестирования спутниковых навигационных устройств». Сегодня мы хотим рассказать, что же должен знать и уметь современный персональный автомобильный «GPS» или «ГЛОНАСС» навигатор. Попробуем составить портрет эталонного «GPS» навигатора. Разберём всё тщательно и по пунктам, попробуем сравнить получившийся в результате «эталонный навигатор» с тем, чем пользуемся мы  в данный момент. Знаете, какой автомобильный навигатор уже сегодня можно назвать идеальным? Мы не знаем. Такого навигатора просто еще нет, и в ближайшее время не будет. Ведь нет же до сих пор «эталона автомобиля». Есть определенные марки: «Lexus», «Maybach», ВАЗ…Кому что нравится и у кого сколько денег. Но идеала в рукотворных вещах нет. Любое технически сложное устройство - это очень тонко настроенный механизм. И автомобильный навигатор здесь не исключение. Как же измерить качество настройки такого устройства? Для начала нам нужна отправная точка – навигационная мера измерений. Что, как и в каких единицах измерять. 
Попробуем разобраться вместе:

          Что должен знать и уметь «эталонный навигатор»:

1. Проложить максимально оптимальный и стратегически верный маршрут. 
2. Комфортно провести пользователя по просчитанному маршруту, используя голосовые и визуальные подсказки. 
3. В точности соблюдать правила дорожного движения (ПДД). 
4. При необходимости моментально пересчитывать маршрут и прокладывать новый, с учётом изменившихся обстоятельств. 
5. Иметь максимально полное и точное картографическое покрытие необходимого Вам региона. 
6. Обладать достаточно серьезной технической базой и надежной сборкой из качественных комплектующих. 
7. Иметь возможность предвидеть дальнейшую дорожную обстановку и предупреждать о ней (пробки, ремонт, временный запрет, погода на трассе следования и т.д.). 
8. Точно знать о расположении инфраструктуры придорожного сервиса (POI). 
9. Иметь техническую и сервисную поддержу.


          Обратите внимание, что мы не уделяли достаточного внимания ни дизайну (на вкус и цвет …..), ни разным «примочкам», типа проигрывателя мультимедиа файлов или чтения книг, хотя среди них есть и достаточно удобные, например: «Bluetooth Hands Free» (громкая связь). Эти функции вторичны и редко используются, но именно на них чаще всего и сосредотачивают наше внимание  все поставщики и «тестеры».


          Надеюсь, вы уже успели проверить, обладает ли ваш навигатор всеми этими качествами? Но нам и так понятно, что нет. При всём богатстве выбора для тестирования, мы такого еще не встретили. Надо отметить, что среди них уже есть свои «Lexus», «Ferrari», и ВАЗы, «Cherri» и т.д. По иронии судьбы они даже иногда называются одинаково, например: «HYUNDAI». Для лучшего понимания сути работы навигатора, сравним его с хорошими механическими часами, где именно от качества каждой шестерёнки и сборки зависит работа всего механизма в целом. Вот поэтому ценят люди настоящее швейцарское или старое советское качество и мало кто покупает китайские безделушки. Так почему же мы с таким пренебрежением относимся к выбору навигатора? Всё просто – по не знанию! Мы, как пользователи, просто не знаем, что и как выбирать, на что обратить пристальное внимание, а что абсолютно не важно. Часто приходиться слышать следующий ответ: «Мне посоветовал купить его продавец в магазине. Сказал, что он самый крутой!» или «Мне понравились стразы и розовый цвет». Интересно, многие ли из вас при покупке задумывались, что будет, если этот самый «крутой» навигатор посоветует вам развернуться в неположенном месте или предложит выехать на встречную полосу автострады? Как минимум - это огромный штраф или изъятие водительского удостоверения. Максимум… Даже  не хочется рассматривать этот вариант. Вы скажите, что мы преувеличиваем и запугиваем. Но, к сожалению, это - правда. Год назад я сам чуть не лишился водительского удостоверения благодаря самому «крутому», на тот момент, навигатору. Случилось это перед самым Новым годом.

          А дело было так: 
          30 декабря 2007 года одна из лучших программ, установленная на одном из лучших навигаторов (опускаю их название) из большой серии подсказок, в очередной раз порекомендовала мне повернуть налево. Я довольно часто проезжал по этому маршруту и знал, что этот маневр выполнять нельзя. Но голова в этот момент была занята предновогодними хлопотами, а я был уверен, что вполне можно доверять подсказкам этой очень грамотной системы. Ошибок во время полугодового теста у этой программы было крайне мало, поэтому я и выбрал её из всех доступных, для своего личного пользования. После того, как я совершил сам манёвр и был удивлён, что меня остановил инспектор ДПС, стоявший на перекрёстке. После его конкретного вопроса  я понял, что же произошло! Хоть и кратковременно, но я оказался на полосе встречного движения! А ведь всего лишь съехал с «дублёра» на основное шоссе. Но именно здесь на приличной скорости автомобили въезжают с основного шоссе на этот самый «дублёр». Представив последствия зимней аварии «лоб в лоб», мне стало не по себе. Объяснив причину нарушения инспектору, я получил от него в ответ следующее: «Вы с этими навигаторами уже голову совсем потеряли! Почти каждую неделю из-за них нарушения или аварии! На Мосфильмовской улице в «лоб» вылетали уже несколько раз!» Повторюсь, было это ровно год назад. Тогда я спас свои «права», заплатив штраф. Но этому немаленькому штраф я действительно был рад, как минимальному из всех возможных последствий. Теперь вспомните, как ведёт себя ваш навигатор, и были ли у вас подобные или другие случаи, где под угрозой оказалась ваша безопасность или безопасность других? В рамках «Международного форума по спутниковой навигации 2009»http://gps-club.ru/forum/index.php?showforum=273 наш Клуб в качестве экспертного партнёра этого мероприятия рекомендовал провести секцию, полностью посвященную данной проблеме, с участием сотрудников ГИБДД и представителей компаний разработчиков. В преддверии этого мероприятия, мы открыли «ветку» на форуме http://gps-club.ru/forum/index.php?showtopic=7339&st=0, где и будем до мая месяца собирать подобную информацию. Там же можно будет рассказать и обсудить подобные случаи и их последствия. 

          Таким образом, мы постараемся предупредить других пользователей о проблемах, которые могут возникнуть в тех или иных местах, с разными комплексами, и в свою очередь доведём эти данные до разработчиков навигационных систем.

          Но вернёмся к нашему «эталонному навигатору» и разберём теперь более подробно те требования, которые мы к нему предъявляем.

          1. Проложить максимально оптимальный и стратегически верный маршрут.

          От самого именитого и  стильного навигатора, с «крутой» программой на борту будет очень мало толку, если она не сможет проложить оптимальный маршрут, делая это без учёта класса дорог, типа транспортного средства и, опираясь лишь на простейшую математику (чем короче дорога, тем быстрее). А вот вам вопрос: что быстрее: 10 км по плохим дорогам или 20 км по отличной трассе? Что быстрее: 30 км по городу или 40 км по кольцевой дороге, без светофоров? И это без учёта скорости движения транспортного потока и погодных условий. Теперь к стратегии выбора маршрута. Часто к одному и тому же месту ведут несколько дорог, но одна новая прямая как стрела, а другая старая и утыкана светофорами, как например маршрут Москва – Рязань, где Волгоградское и Рязанское шоссе долго идут параллельно друг другу. Но на первом средняя скорость 90 км в час, а на втором - максимум 60 км в час. Как стратегически более верно проложить маршрут? А как делает это ваш навигатор?

          2. Комфортно провести по просчитанному маршруту, используя голосовые и визуальные подсказки.

          Что значит комфортно? Программа должна вести так, чтобы было понятно о предстоящем маневре и к нему можно было заранее подготовиться (например, перестроиться в нужный ряд). Необходимый манёвр должен быть чётко обозначен как визуально, так и голосовым сопровождением. Говоря совсем простым языком, ничего в работе программы не должно напрягать или отвлекать внимание водителя, всё должно быть чётко и предельно понятно. Ну, а если из-за установленной программы вы постоянно проскакиваете нужный поворот или частенько отвлекаетесь на экран навигатора, то стоит задуматься о смене этой программы на более удобную.

          3. В точности соблюдать правила дорожного движения (ПДД).

          Вот это как раз самый ВАЖНЫЙ и самый сложный параметр. ПДД в течение долгого времени является неизменным нормативным документом. Однако, текущая дорожная обстановка постоянно изменяется. Сегодня налево можно, а завтра уже нельзя, сегодня улица двусторонняя, а на завтра она стала односторонней. И это, не считая временных запретов, ремонтных работ и т.д. Естественно, что ни один производитель не успеет, за такой сменой декораций. Но лидеры в этой области уже сейчас разрабатывают системы сбора такой оперативной информации самими пользователями. А другие, наоборот, стараются не замечать такой проблемы, оставляя её решение нам. Ведь юридически они не несут никакой ответственности: вы подписали договор при запуске программы. Вы этого не помните? Запустите еще раз программу с нуля.


          4. При необходимости моментально пересчитать маршрут и проложить новый альтернативный маршрут с учётом изменившихся обстоятельств.

          Почему моментально? Представьте, что проскочили поворот, а следующий через 50 метров. Если программа пересчитывает маршрут моментально, она успеет вам сказать, что на следующем повороте нужно (а может и не нужно) осуществить поворот. А вот, если программа при пересчёте задумается даже на полминуты(!), то выхода у вас два: остановиться и подождать её или дальше проскакивать все нужные повороты, пока не появится достаточный участок прямой дороги, чтобы такая программа всё-таки смогла успеть проложить новый маршрут. Почему новый? Предположим, что вы случайно проскочили, указанный программой, поворот. Будет логично, если она вас вернёт на уже просчитанный маршрут. Но бывают такие ситуации (например, «глухая пробка»), когда вы вынуждены игнорировать подсказки системы и ехать своим маршрутом. В этом случае навигационная система должна проложить новый путь - альтернативный. Если же система с настойчивостью маньяка тянет вас на проложенный ранее маршрут, то либо альтернативы действительно нет (такое редко, но бывает), либо система достаточно примитивна и не умеет этого делать. Простой пример: въезжая из области, вам нужно попасть на другой конец города. Любая система предложит сразу проехать через центр (так короче и, возможно, быстрее), но вы выбрали маршрут по МКАД. Продвинутая навигационная «GPS» система проложит после одной или двух попыток провести вас через центр, альтернативный маршрут по МКАД, а примитивная так и будет «настаивать» на своем, пока расстояние до нужного объекта не сократится.

          5. Иметь максимально полное и точное картографическое покрытие необходимого региона.

          Это, пожалуй, камень преткновения для всех разработчиков навигационных программ. Как сделать картографию качественно? Тщательно проверив и объездив её самостоятельно или быстро слепить из подручных материалов максимально широкую зону охвата и объявить об этом первыми, а потом, уже в процессе, переделывать все карты набело? В обоих подходах есть логика. В первом - это уважение к себе и к клиентам, второй - быстрее занять новый регион и отрапортовать об этом. Нам, как имеющим огромный выбор, конечно, импонирует первый подход. В этом случае можно быть уверенным в наличии обозначенных на карте дорог и в адекватности проложенного маршрута. А вот, например, жителям Тюмени сложнее. Выбор там невелик и радоваться приходится всему, что имеется для данного региона. Есть целые города, в которые навигация от производителя программ не пришла до сих пор. И там пользуются самодельными картами и простенькими программами. Но радует то, что ситуация в корне меняется, и с течением времени навигационные карты от ведущих картографических компаний становятся не только гарантированно качественными, но и всё более с большим охватом по стране.

          6. Обладать достаточно серьезной материальной базой и качественной сборкой из проверенных комплектующих.

          «GPS» система сложна, требует для работы определённых условий и качественного оборудования. Самая лучшая программа, с прекрасными картами будет бесполезна на приборе, который не в состоянии быстро просчитать и прорисовать на дисплее текущую обстановку или постоянно теряет сигнал от спутников. Навигационная система – это динамичная структура, в которой почти каждую минуту меняется всё: положение спутников, объекта в пространстве, положение относительно естественных препятствий для прохождения «GPS» сигнала. Нам известны случаи, когда хорошие аппараты при некачественной сборке, оказывались партией брака. Проблема была в маленькой и копеечной по стоимости детали – «GPS» антенне! Возврат и ремонт такого дефекта негативно сказался на имидже приборов данной серии в целом и их вынужденно сняли с производства, заменив другой моделью.


          7. Иметь возможность предвидеть дальнейшую дорожную обстановку и предупреждать о ней (пробки, ремонт, временный запрет, погода на трассе следования и т.д.).

          Система «TMC», которая прекрасно работает на западе и позволяет заранее узнать о текущей дорожной ситуации, в России не действует, и в ближайшем обозримом будущем, этого не произойдет. Но наша страна славиться своими программистами! Несколько компаний разработали свои системы оповещения о затруднения движения («пробках»). Самая известная из них - система «СМИ Линк» (ныне купленная компанией «Яндекс»), которая сначала посредством пейджинговой связи, а позже и сети «GPRS» (мобильный Интернет) передаёт информацию о «пробках», получаемую с камер, установленных на основных трассах, а также поступающую от собственных операторов и от пользователей радио. Данные собираются и анализируются в едином центре и, после обработки, передаются пользователям. Такая система имеет как свои преимущества, так и ряд недостатков, на практике сводящих к нулю точность и актуальность полученных данных. Существуют и альтернативные системы. Самая известная из них «Probki.net». Она не лишена своих минусов, но имеет в активе и ряд серьезных плюсов.


          8. Точно знать о расположении инфраструктуры придорожного сервиса (POI).

          Представим ситуацию: вы едете на хорошем автомобиле по незнакомой трассе, и бензин подходит к концу. Ближайшая заправка оказывается закрыта. Это не проблема. Вы же опытный пользователь навигации. Найдя в разделе «POI» ближайшую заправку, вы видите, что до неё всего 30 км. Бензина как раз хватит. Проскакивая все местные (но подозрительные) колонки, подъезжаете к заветной цели. Бензин почти на нуле. Но… и она закрыта (просто неделю назад сменился владелец и сейчас по всей трассе идёт переучёт)! Картина вполне реальная. То же касается гостиниц и кафе.

          Ни один производитель картографии не сможет обновлять такой массив данных. Оказывается, и тут есть решение - пользовательские сервисы, как например наш Клубный сервис «Мои POI»

           9. Иметь техническую и сервисную поддержу.

          Этот пункт напрямую не связан с качеством работы навигатора, но от него зависит последующее максимально комфортное его использование. Как вы думаете, каким образом в навигаторе появятся новые дороги, развязки или целые города, если вы его уже полгода не обновляли? Конечно, если вы технический специалист, то, скорее всего, вам будет не сложно самостоятельно обновить программу. В остальных случаях помогает сервисная служба, которая должна не обещать, а действительно обновлять картографию и саму программу бесплатно в течение указанного в рекламе срока. Сейчас появились сервис - центры, которые могут решить почти любую вашу проблему, связанную с обновлением, начиная с картографии и заканчивая полной сменой программного обеспечения или установкой дополнительной программы, к уже имеющейся на навигаторе. Таким сервис - центром мы постоянно пользуемся сами и уже договорились о скидках на услуги для членов нашего КЛУБА. Например, обращаемся туда для установки различных программ на одно устройство, чтобы не носить для тестов 5-6 навигаторов. Просто устанавливаем на одно устройство 5-6 программ и тестируем их. При этом фактор разницы показателей из-за качества сборки и некачественных комплектующих на разных «GPS» навигаторах исключен. Но если с сервис - центром можно решить проблему, то ремонтировать по гарантии навигаторы - это обязанность продавца, а не кого-то другого. Поэтому при покупке узнайте: где находится ближайший сервис – центр,, обслуживают ли они такие навигаторы.

Заявленные участники:

Группа – «Автомобильные портативные навигаторы» ( PND)

1. «Sturmann» 
2. «Tibo» 
3. «Navroad» 
4. «Global Navigation» 
5. «Nexx» 
6. «Carman i» 
7. «Lexand» 
8. «Garmin» 
9. «NaviAngel» 
10. «Mio» 
11. «teXet»


Группа – «Навигационные программные комплексы»

1. «Gis RX» 
2. «Автоспутник» 
3. «iGO 8» 
4. «City Guide» 
5. «Мегаполис»



Музыка из т/с "Маргоша"



Источник: http://gps-club.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: gpsstyle (08.08.2009)
Просмотров: 1110 | Теги: Global Navigation, Метод, Sturmann, рынок, Tibo, олимпиада, Navroad, система, игры, Тест | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
ООО "РУС" © 2024 Карта сайта